«Кто имеет уши слышать, да слышит». (Мф.13,9).
Вера, как говорится в Священном Писании, «рождается от слышания, а слышание от слова Божия» (Рим.10,7). Пока младенец не услышит, что плохо, что хорошо, его поведение не станет верным. Так и слышащий Божественное слово обязательно приобретает веру и знание о том, что есть благо и что есть зло. Не слышащий же будет блуждать в слепоте, не зная, правильно или неправильно он поступает. Тот, кто усердно будет вникать в обращенные к нам слова Священного Писания, постепенно будет уничтожать заблуждения и приобретать мудрость.
Непрестанное вникание в духовное знание, содержащееся в Библии, поистине бесценно, ведь то, что открывается в словах Писания, является Откровением, знанием, как жить, оружием против всех противников, другом, ведущим ко спасению. Слово Божие – драгоценность, превосходящая все драгоценности во Вселенной. Это Слово, обращенное к нам, приносит ни с чем не сравнимую пользу, ведь оно непогрешимо проникает во все и дает возможность проникнуть нам во все. Как говорит апостол: «Слово Божие живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого, оно проникает до разделения души и духа, суставов и мозгов, и судит помышления и намерения сердечные». (Евр.4,12).
Первое знакомство с Писанием дает человеку намек. Писание говорит: «Кто неразумен, обратись сюда». (Притч.9,4). Дальнейшее внимание к Писанию дает постепенное разумение в соответствии со способностью слушающего. Кто не оставит усердного вникания, увидит внутренний смысл Писания лицом к лицу.
Святитель Василий Великий настаивает на исследовании Писания. Говорит так: нужно «не мимоходом выслушивать богословские слова, но прилагать старание в каждом речении и в каждом слоге открывать сокровенный смысл». Это, говорит он, «есть дело не нерадивых в благочестии, но знающих цель нашего призвания». Преподобный Максим Исповедник учит: «По причине благодати каждая даже случайная буква Божественного Писания может быть постигнута многоразличным образом для пользы добивающихся добродетели и ведения».
Человеку усердному открывается дух Писания. Бесконечна необходимость слушать, как говорит Спаситель: «Кто имеет уши слышать, да слышит!» (Мф.11,15). Как говорит древний пророк: «Вот наступают дни, говорит Господь Бог, когда Я пошлю на землю голод, - не голод хлеба, не жажду воды, но жажду слышания слов Господних». (Ам.8,11). «Итак, познаем, будем стремиться познать Господа … и Он придет к нам как дождь, как поздний дождь оросит землю». (Ос.6,3). Учение церковное – это «источник жизни, удаляющий от сетей смерти. Кто пренебрегает словом, тот причиняет себе вред». (Притч.13,14).
Спаситель говорит о том, как лучше всего слушать Божественные истины, в притче о сеятеле. Когда один сеятель сеял, одно из зерен «упало при дороге; и налетели птицы, и поклевали то». (Мф.13,14). Объяснение этому следующее: «Ко всякому , слушающему слово о Царствии и не разумеющему, приходит лукавый и похищает посеянное в сердце его». (Мф.13,19). Кто не разумеет услышанное? Тот, кто невнимателен, кто понимает превратно, не стремится исчерпать глубины смысла услышанного и не старается запомнить то, что говорится ему. Другое зерно упало «…на места каменистые, где не много было земли; и скоро взошло, потому что земля была неглубока. Когда же взошло солнце, увяло, и, как не имело корня, засохло». (Мф.13,5-6). Объяснение этих слов таково: «посеянное на каменистых местах означает того, кто слышит слово и тотчас с радостью принимает его; но не имеет в себе корня и непостоянен; когда настанет скорбь или гонение за слово, тотчас соблазнится». (Мф.13,20-21). Не иметь в себе корня – значит не укоренять в себе услышанного, значит считать, что Слово Божие не имеет абсолютного значения и важности. Поэтому, всеми силами надо стараться укрепить в себе услышанное, помышлять о нем, как о самом необходимом в жизни; чтобы ничто не могло ослабить нашей поглощенности Божественным Словом. Еще одно зерно упало «в терние, и выросло терние, и заглушило его». (Мф.13,7). Это означает того, кто слышит слово, но забота века сего и обольщение богатства заглушает слово, и оно бывает бесплодно». (Мф.13,22). Нужно положить в своем сердце как непреложную истину, что ничто не является более ценным, чем Божественные глаголы.
Говорит Спаситель и о зерне, «которое упало на добрую землю и принесло плод». (Мф.13,8). Это зерно «означает слышащего слово и разумеющего» (Мф.13,23), т.е. глубоко проникающего вниманием и прилагающего обретенное познание к своей жизни, лишь такой человек, усердный в слушании, «бывает плодоносен» (Мф.13,23), как говорит Спаситель.
Любовь к Богу должна выражаться прежде всего в исполнении заповедей Господних, в отношении к ближним, в нравственном совершенстве христианина. «Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, - говорит Спаситель, - тот любит Меня, а кто любит Меня, тот возлюблен будет Отцом Моим, и Я возлюблю его и явлюся ему Сам». (Иоан.14,21). «Кто любит Меня, тот соблюдает слово Мое». (Иоан.14,23). «Если заповеди Мои соблюдаете, пребудете в любви Моей». (Иоан.15,10).
Если же будем копить лишь знание о спасении, никак не применяя его, лишь попусту потратим драгоценное время. Христос говорит так о таком человеке: «Слушающий и не исполняющий подобен человеку, поострившему дом на земле без основания, который, когда наперла на него вода, тотчас обрушился; и разрушение дома сего было великое». (Лк.6,49). Можно много потерять от того, что не начать срочно исполнять то, что направляет человека ко спасению. Иначе, оказавшись у границы смерти, с ужасом можно обнаружить, что человек пусто провел драгоценное время в слушании и обсуждении речей, пусть даже возвышенных, но не пошевелил пальцем, чтобы исполнить их в своей жизни. Не надо быть подобным нерадивым девам, беззаботно растратившим драгоценное время в пустых делах (Мф.25,1-13). «Дни лукавы», говорит апостол (Еф.5,16), время обманывает нас, поспешим же обогнать его, безотлагательно начать исполнять услышанное.
Надо укрепить в себе намерение исправить себя, усердно сопоставлять со словами Господа свои поступки, с глубоким сокрушением в покаянии поспешить удалить все грехи и пороки. Если тщательно памятовать и размышлять о Христе, то уверившись глубоко, Бог дает силу противостоять всему, что препятствует нашей духовной жизни. Нужно стать послушным всем Его словам, тогда следование Евангельскому учению станет зрелым, глубоким и в то же время легким. Евангельские слова – слова совершенные, ведь сказаны они Совершенным. Опираясь на них без сомнений, непоколебимо, будем спасены.
Бог специально «послал слово Свое» (Пс.106,20), чтобы, слушая Его, мы исцелялись, и знаем из Писания, что при усердном слушании и исполнении Бог «исцелит нас и избавит от могил наших» (Пс.106,20). Итак, «Кто имеет уши, да слышит». (Мф.13,9).